Из-за практически закрытых границ недолго думая решил наконец-то посетить настоящий Кавказ по маршруту Нальчик - Кисловодск. Но конечно же не кратчайшийм путем по асфальтовой дороге, а через ущелья и и перевалы, коих было 8 штук на нашем маршруте, от 1940 м до почти 3000м. Большой группой в составе 10 человек мы отправились за очередными приключениями в горы Кавказа.

Даты: 4 июля - 15 июля 2021 года

Трек: Garmin GPX

 

Статистика: 372км, 13922 метров набора.

Все фотографии тутhttps://photos.app.goo.gl/4JksiRS8PFKPC2sv8

Участники:

Слева направо: Николай (Рязань), Вадим, Андрей, еще Андрей, Лена, еще Вадим  (все из Пензы), и еще Андрей (Рязань), Настя и Дима (все из Пензы)

И Алексей из Рязани:

 


Содержание

Вступление

День 1 (4 июля)

День 2 (5 июля)

День 3 (6 июля)

День 4 (7 июля)

День 5 (8 июля)

День 6 (9 июля)

День 7 (10 июля)

День 8 (11 июля)

День 9 (12 июля)

День 10 (13 июля)

День 11 (14 июля)

День 12 (15 июля)

День 13 (16 июля)

Заключение


Вступление

Июль - хорошее время чтобы отправиться в велопоход на Кавказ. Да, может быть жарко, и пока втаскиваешь велосипед в очередной перевал сойдет семь потов, но в целом на высоте довольно комфортно, хотя климат в горах сильно зависит не только от календарного месяца но и от многих других факторов. Нам повезло, дождей практически не было. По крайней мере когда они были - это никак не влияло на передвижение: мы были либо на каменистой дороге, либо на асфальте. Хотя если не повезет то можно и залипнуть в глине по полной, так как такие участки на маршруте имеются. Весь поход проходит по дорогам, которые доступны специальным подготовленным 4х4 машинам, так что никакого буреломинга или "скалолазания" с велосипедами тут не было.

У нас две ночевки были в альпинистком лагере Безенги, где мы совершили две пеших радиалки. Все необходимые документы и разрешения, а это приграничная зона, мы делали на месте в администрации лагеря. Но все может изменится, поэтому лучше всего искать информацию на официальном сайте: http://www.bezengi.ru/ru/permit

Заранее мы также оплатили онлайн посещение Кабардино-Балкарского государственного заповедника (https://zapovednik-kbr.ru/nashi-rekvizity/)

Если посмотреть на пройденное расстояние по дням то может показаться что у нас очень слабая была команда. Ну конечно да, мы не спортсмены но и не совсем черепахи и новички в велопоходах. Скажем так, темп передвижения средний. Но вот градиенты и качество дорог (крупные камни) иногда просто не позволяли ехать и мы шли пешком. Причем было даже так, что с перевала ехать нельзя или очень опасно - и сбрасывать высоту тоже приходится на своих двоих ногах.

Великолепные виды, чистейший воздух, холодные горные речки, альпийские луга - тут все это в избытке и за этим надо ехать обязательно!

Наша группа состояла из Рязанских и Пензенских велотуристов. До Нальчика часть команды добиралась на поезде, часть на личных автомобилях. Добравшись до города, мы переночевали в сьемной квартире, отдохнули от дороги и на завтра был запланирован старт.

 

День 1 (4 июля)

51км, набор 1087м, сброс 547м

День обещал быть жарким, впрочем как и предыдущий. Уже с утра солнце пекло знатно, и мы уже частично вспотели собирая велосипеды после транспортировки. Возникли небольшие технические трудности у некоторых вевлосипедов из за нашего разгильдяйства (ну с кем не бывает) но к счастью все решилось довольно быстро. Около 12 - 13 часов дня Пензенская группа которая добиралась на машинах воссоединилась с Рязанской группой которая ехала на поезде. Перекусили в кафешке в центре города перед страртом и бодро покрутили по маршруту. После первого же небольшого тянуна, который еще был в черте города в парке, стало ясно что воды нужно везти с запасом, из за жары уж больно она быстро уходила. Первые километры после Нальчика по моему мнению были самими тяжелыми и ужасными - траффик, раскаленный асфальт и безумная жара...еще и тягунки вдобавок.

Видно сказось недовосстановление после трассы, общее физическое состояние не на пике формы.... в общем было как то трудно. Малейший тенек у дороги воспринимался как оазис, который нельзя проехать мимо.

Ближе к вечеру жара стала отступать, появились облака которые предвещали грозу. После села Верхняя Жемтала асфальт кончился и начался грунтовый грейдер. 

Пошел дождь, но он позволял ехать дальше. Как только вьехали в лесок стали донимать какие то мелкие кусачие мухи-мошки, очень хочется надеятся что когда остановимся на стоянку их не будет. На сегодня у нас по плану доехать как можно ближе к Суканской теснине и найти место для ночевки. В ущелье мест для ночевки найти практически нереально для такой большой группы как наша, поэтому первая же попавшаяся полянка у реки Псыганасу стала нашим приютом. Дождь все усиливался, над ущельем стояли темные страшные тучи и сверкали молнии и доносился гром. Мы по быстрому поставили палатки, собрали плавник для костра и кое-как приготовили ужин. Вода в реке от дождя была мутноватой и содержала частички песка, но после короткого отстоя в принципе была готова для использования. Этот день для меня был физически трудным - сказалось общее недовосстановление, но забегая вперед скажу что последующие дни все было уже хорошо в этом плане.

Дождь не давал нам с комфортом провести вечер, но сухие и теплые спальники и горящий костер для эстетов не давали повода для уныния - завтра по-любому будет все лучше :) 

 

День 2 (5 июля)

32,7км, набор 1629м, сброс 1128м

Утром солнышко позволило нам высушить все что промокло вчера и понежиться в его теплых лучах.

Позавтракав и собрав вещи, в начале девятого начали неспешное движение по Суканской теснины пока с небольшим набором высоты. Ехать на велосипеде тут очень сложно, не малую часть пути мы шли пешком - слишком крупные камни да еще и постоянный подъем.  Справа нависают скалы, слева вьется бурная река Псыгансу - тут практически не найти место для установки палатки.

На выходе из ущелья отвесные стены становятся все выше и вот ты уже себя ощущаешь какой то букашкой в масштабе величественных скал.

 

Самое ущелье очень красивое и уже дает сильные впечатления, но вот когда из него выбираешься на простор то от увиденного просто захватывает дух. А какой тут воздух, ммммм.

После выхода из Суканской теснины начинается подъем на перевал Северный Курноят (2162м). Примерно на полпути прямо у дороги будет оборудованное место для набора чистой воды - тут несколько домов и живут люди. Перевал крутой, лично мне не хватало дыхания чтобы взять его в седле, так что большую часть подъема я шел пешком. В начале подъема донимала жара, но по мере набора спасительный ветерок охлаждал наши тела. 

Но это нисколько не утомляло - виды просто потрясающие, идешь и любуешься. Тем более это всего лишь второй день похода и все в диковинку.

Примерно в 13 часов перевал был взят и мы быстро покатились вниз, благо дорога на спуск была нормальной для горного велосипеда. К тому же навстечу повстречалась бригада стройителей, которая грейдером ровняла дорогу на перевал со стороны села Верхняя Балкария.

Спустившись в село заехали в кафе где основательно подкрепились, а в магазине были закуплены на две ночевки продукты. Солне на этой высоте 1130м нещадно палило, но поднялся сильный ветер, а над горами куда нам нужно сегодня подниматься нависли черные тучи - ну очень не хотелось опять мокнуть, к тому же после Верхней Балкарии будет длинный участок с нетвердым несущим грунтом. Если он намокнет, то это трындец. Решили не паниковать и действовать по обстановке. Градиент позволял местами ехать, но местами все равно приходилось спешиваться.

Набрав от села по вертикали примерно 500м и достигнув высоты 1630м приняли решение становиться на ночлег. Вода рядом и можно найти дрова для костра.

Кстати, дождя мы не застали, но он был когда мы его наблюдали из Верхей Балкарии. К счастью, совсем не сильный и видимо короткий - дорога практически везде была уже сухая.

 

День 3 (6 июля)

28,8км, набор 1618м, сброс 1722м

Солнечное и теплое утро быстро подсушило утреннюю росу, понежившись под его лучами и подкрепившись кашей мы были готовы штурмовать аж два самых высоких в этом походе перевала - Думала (2997) и Школьный (3125). Начиналось все бодро - стартовав в 7:45 и проехав чуть больше 2км от места стоянки и перейдя на другую сторону речки по мостику мы поняли - халява кончилась. Нам предстояло штурмовать очень крутой торчок усеяный крупным булыжником. Тут без шансов - только втаскивать велосипеды, причем даже это дается очень тяжело.

Именно тут было показательно преимущество байкпакинга по сравнению с классическими баулами на багажнике. Когда основной вес приходится на заднее колесо то велосипед приходится перетаскивать через каждый камень, а переднее колесо то козлит, то норовит уйти с выбранной траектории. Радует что хоть это безумие закончилось через 600м и дальше можно было ехать на велосипеде несколько километров.

Примерно с высоты 2200м начинается очень красивый участок дороги. Тут можно ехать но хотелось просто идти пешком и не спеша смаковать каждое мгновение, каждый шаг.

А впереди показались снежные верхушки Главного Кавказского хребта. 

К сожалению на высоте 2500м мы попали в облако и дальше обзор был закрыт. Температура резко упала, пришлось утеплится. Недалеко от домика пастухов на высоте 2590м у ручья мы сварили обед, передохнули и продолжили штурм перевалов. У некоторых участников, в том числе и у меня, началась одышка. Крутизна подъема была такая что только ногами приходилось втаскивать велосипед вверх. Делаешь шагов 5-10, потом стоишь, восстанавливая дыхание. Потом снова 5-10 шагов... И так много много раз.

Кстати последние 300-400метров вертикального набора на перевал Думала идут по мягкому грунту (см. фотографию выше), так что если попали в дождь - то подняться будет сложновато. На перевале облако не давало насладится видами, поэтому собравшись все вместе, сделав общую фотографию на память продолжили двигаться у следующему перевалу Школьный. К сожалению, пришлось немного сбросить высоту и потом снова подниматься, но сам перевал как мне показался дался легче чем Думала - градиент щадящий. На перевале Школьный (3125м) совсем на мгновенье сквозь облака показались вдали горы - подозреваю что вид с перевала шикарный, но нам не суждено было этим насладиться.

В предвкушении головокружительного сброса высоты к поселку Безенги мы оседлали велосипеды но буквально через несколько минут пришлось слазить - крупные гладкие камни делали очень не комфортным движение на велосипеде. Спускаться с перевала пешком было очень обидно. А когда пошел ровный участок то туман вокруг нас стал ну очень плотным, видимость упала метров до 5 максимум. Дорога местами очень круто уходила вниз, велосипед остановить на таком уклоне стоило больших усилий а что там впереди и куда повернет очередная петля серпантина кто его знает. В дополнении воздух был наполнен какой то мелкой водной взвесью и дорога была скользкой. Я на свой страх и риск практически весь спуск ехал на велосипеде и даже не упал, но честно говоря это было очень экстремально. Фотографировать совсем нечего было, а глаза были полностью сосредоточены на дороге - жаль.

Спустившись ниже облака наконец-то открылся вид на пограничный пост и на село Безенги.

Не доезжая моста через реку Черек Безенгийский дорогу пересекала небольшая горная речушка, рядом прекрасные ровные поляны и есть дрова - вот отличное место для ночлега. Вскоре собралась вся группа которая растянулась на спуске и через несколько десяток минут уже стояли палатки и горел костер.

Обнаружилась неприятная проблема - на одном из велосипедов треснула карбоновая вилка. Эксцентрик был не сильно зажат и где то в горах колесо выскочило из посадочного места и подломило одну из ног. Казалось что все, это трындец, это сход и все такое. Наложили шину - рожковый ключ зафиксировали нейлоновыми стяжками, обматали все это синей изолентой и, о чудо, велосипед без проблем прошел весь маршрут. Удивительно.

  

День 4 (7 июля)

20,2км, набор 903м, сброс 274м

Прогноз погоды не обещал ничего хорошего - день будет дождливым. Выехав из лагеря в 9 утра  первым делом направились в центр села Безенги чтобы закупить продукты. Тут нашлось и кафе, где нам приготовили очень вкусные хычыны с зеленью. Переждали дождевой заряд и отправились в альплагерь Безенги. Каменистая дорога постепенно набирает высоту и довольно комфортна для велосипеда.

Сегодня как то совсем лениво крутилось, поэтому только к 14 часам дня мы добрались до лагеря. Там мы первым делом направились в администрацию чтобы получить всю информацию, а вопросов у нас было много. Итак, мы договорились что будем завтракать в столовой, оформили разрешения на выход на два маршрута (к Безенгийской стене и к леднику Мижирги), узнали что можно взять в прокат любое снаряжение (трекинговые палки, ботинки, теплые куртки и т.п.). На территории альплагеря работают несколько кафе, есть магазин где продаются всякие снеки, тушенки, ну в общем все что нужно для треккинга в горах. Короче тут реально классно, жизнь кипит и все работает. 

Пока мы разместили палатки, пока ходили мыться, пока то да се....короче сегодня день отдыха получился. А что делать - погода паршивая, морось, низкая облачность, холодно.

Пошли вечером в кафе, пили пиво, смотрели на альпинистскую тусовку.... втягивались короче в чуждый нам туризм. Только уже к вечеру погода немного разгулялась и солнце озарило снежные шапки высоченных гор.

Решили разделится - одна группа пойдет завтра на ледник, а вторая к Безенгийской стене. А вечером встретимся в кафе и поделимся впечатлениями. 

 

День 5 (8 июля)

После хорошего завтрака в столовой я, Андрей и Настя отправились к стене. Кстати, накануне мне один немного подвыпивший альпинист говорил что по леднику можно даже будет ехать на велосипеде, особенно на спуск, а я развесив уши в это поверил. Короче я взял с собой велосипед и чуть раньше ребят выехал из лагеря. Кстати, погодка сегодня отличная, солнечная, что предвещало хорошие снимки.

Пройдя пограничный контроль я метров 300 от силы проехал на велосипеде а дальше пошли камни. Трезво оценив обстановку я вернулся и оставил велосипед у пограничника под охраной. Тут и ребята подошли как раз и мы втроем отправились на ледник. Вначале дорога легко угадывается, но по мере отдаления от пограничников приходится уже всматриваться в следы и оглядываться по сторонам в поисках специальной метки нанесенной краской на камнях. Но главное то что направление легко угадывается - только вперед, к Безенгийской Стене. Передвигаемся по камням, и не сразу поняли что уже начался ледник - под камнями если присмотреться просматривается лед. Чем дальше уходим тем все больше и больше открытого льда и снега появляется. Солнце отражаясь от него слепит, хорошо что захватили солнечные очки.

Конечно же никакой речи про "ехать на велосипеде" тут не может и идти. Это была просто такая злая шутка. Передвигаясь по леднику ощущаешь его масштаб - он просто огромный. Кажется что вот она, Безенгийская стена уже совсем рядом, но по карте почти 5км, а идти тут быстро не получается - ледник весь изрезан трещинами, промоинами и очень неровный. Съев весь запас шоколадок и прикинув время на обратный путь решили повернуть обратно. Я вообще был в велосипедных ботинках с шипами и в них очень не удобно было тут передвигаться. Были бы трекинговые ботинки да палки - можно было бы наверняка пройти еще пару километров вперед. К тому же, стену начало затаскивать облаками а в горах погода быстро меняется, надо спешить.

Пройдя пару километров пути назад заметили, что прямо из долины на нас поднимается облако. Вскоре мы оказались в пелене тумана, но мы почти уже были в самом низу и дорога хорошо просматривалась.

А когда подходили к лагерю начался дождь - очень мы вовремя вернулись! Пока сходили в душ, пока переоделись, туда-сюда - вот и вечер, и в кафе мы встретились с нашей второй группой которая ходила на ледник. У всех эмоции зашкаливали от увиденного. Все в нашей группе впервые оказались так близко к высоким горам. Да, конечно что то был на Эльбрусе, а кто то на Тянь-Шане - но тут совсем другие ощущения.

По первоначальному плану мы завтра должны были уезжать, но все дружно решили остаться еще на один день и поменяться маршрутами. 

День 6 (9 июля)

 Очередной сытый завтра в столовой, быстрая проверка что шоколадки и вода в заплечниках и вперед, сегодня мы с Настей и Андреем поднимаемся на ледник, а остальные ребята - пойдут смотреть на стену. Погода хмурится, но облака не так низко висят и есть шанс что будет прояснение. Дорога на ледник - классическая треккинговая и особых трудностей не возникает. Если есть трекинговые палки (мы взяли на прокат за 50руб в день) то вообще прекрасно. Вчера лично мне было труднее скакать по камням. Дорога все время идет на подъем, лагерь остается внизу

На высоте примерно 2650м можно передохнуть - будет большая полянка, рядом ручей. Влево уходит тропа, которая круто набирает высоту и ведет на горные вершины (Архимед, Укю и др) но нам прямо. Мы пока не готовы туда идти :) После этой полянки начались крупные камни, а справа от нас тянулся большой отвал из камней - это работа ледника-бульдозера.

Еще чуть чуть и мы подошли к цели нашей прогулки - вертикальная стена ледника. Тут часто тренируются альпинисты в навыках скалолазания. Вокруг возвышаются огромные пятитысячники - Дыхтау, Коштантау. Время от времени раздается треск - это сходят снежные лавины. Масштабы конечно поражают. 

При такой погоде нам еще повезло, что на какие-то 15 минут тучи немного разошлись и мы смогли увидеть верхушки гор, но потом окно закрылось и снова все погрузилось в тучи. Место конечно потрясающее, вызывает какой то трепет, тревогу. Фотографии совсем не передают этот масштаб, хотя и сделал множество кадров - лучше самим все увидеть, эмоции останутся просто не передаваемые. Мы хотели еще чуть чуть поднятся выше, даже попробовали карабкаться по снегу но хорошо что вовремя одумались - без навыков и понимания всех процессов которые происходят в настоящих горах лучше не рисковать.

 

А на обратном пути к лагерю нас ждал еще один сюрприз - с гор пришли несколько стадов Кавказского тура. Причем подпускают очень близко, можно нафотографироваться от души. Особо удачные кадры сделал Алексей накануне.

 

Обратно тоже кстати интересно идти, так как окружающий пейзаж уже под другим углом смотрится, к тому же все время идти вниз и это намного легче.

В лагерь мы спустились незадолго до сумерек и в этот вечер произошла в горах трагедия. Где то на высоте свыше 3000м упали камни с горы и покалечило несколько альпинистов. Несколько из них сами могли в итоге передвигаться (вероятно просто переломы были конечностей), а вот девушке очень не повезло. По слухам она получила черепно-мозговую травму и не смогла сама передвигаться. В итоге до полуночи продолжалась операция по ее эвакуации на носилках. К счастью, на следующий день сотрудники альплагеря нам сказали, что травма хоть и серьезная но все будет хорошо. Лишнее напоминание, что горы - это очень опасно. 

Вечером когда мы встретились с ребятами которые ходили к Безенгийской стене обменялись впечатлениями. Им удалось пройти немного дальше нас и они дошли до озер.которые располагаются по правую сторону от центра ледника, если идти к стене. Тоже в полном восторге от увиденного. Дни проведенные в альплагере Безенги однозначно были очень яркими и насыщенными по эмоциям. 

День 7 (10 июля)

43,4км, набор 1500м, сброс 2021м

После завтра в столовой мы покинули гостеприимный лагерь в 9 часов. Погода стояла хмарная, но дождя не было. Быстро спустились до села Безенги, благо что в основном все время под горку и практически в конце села резко свернули влево с основной дороги и начали забираться выше в горы. Дорога с очень комфортным градиентом, можно все время ехать на велосипеде. Чем выше тем лучше виды, жаль солнца нет - краски не такие яркие.

 

Но к сожалению комфортная дорога закончилась как только мы доехали до дома где живут пастухи. И следующие 3км до перевала Кышлык (2524) пришлось пешком толкать велосипед. Круто да и камни мешают ехать. А последние витки серпантина мы шли в тумане - пришло облако, захолодало и пришлось утепляться. И если подъем на перевал - это каменистая дорога, то вот спуск - практически чернозем и глина. В дождь тут очень большой шанс залипнуть. Нам повезло - было сухо. У меня была отмечена точка не доезжая села Эльтюбю для ночевки - это надо было свернуть с дороги влево к реке. Но нам показалось что есть время поближе подъехать к селу и там найти место и это оказалось ошибкой. Чем ближе к селу тем найти место для лагеря сходит на нет - рельеф, отсутствие воды и стада пасущихся коров. Так и пришлось приехать в село чтобы действовать по обстановке. Вообще тут есть несколько гостевых домов, но в выходные они обычно заняты. В итоге после контактов с местными жителями нам нашли место в пустующем огороде - рядом шланг с водой, туалет. А радушливые хозяева предложили вечером прийти к ним в дом на ужин. Отличный вариант! К сожалению за всей этой суетой я совсем забыл делать фотографии в этот вечер. Вечер за ужином прошел очень позитивно и весело, общались, смеялись, узнавали что то новое для себя. 

 

День 8 (11 июля)

49,4км, набор 1196м, сброс 1413м

Наконец то солнечное утро. Так приятно взбодриться после сладкого сна обдавая себя ледяной водой из огородного поливочного шланга. Рядом с селом есть "город мертвых" - склепы и усыпальницы, часть из которых хорошо сохранилась. В общем-то поглазеть на это место и едут сюда туристы.

Неспешно побродили по тропам между этими сооружениями, собрали палатки и выехали дальше по маршруту. Хороший грейдер идет на сброс высоты, поэтому до поворота на перевал Актопрак (1942) мы быстро долетели.

Началась жара, а значит перевал хоть и не сложный но придется брать "в мыле и поту".  Дорога - отличная, доступная для любого типа автотранспорта. Среди автолюбителей бытует мнение что этот перевал очень красивый. Не спорю, виды открываются такие что глаз радуется, но после уже недели пробывания на Кавказе видимо привыкаешь к этому.

Перевал дался легко (а если бы не жара то вообще красота) а уж вниз до поселка Былым только знай себе лети да лети - дорога позволяет. На вьезде в поселок слева у дороги висит заметная вывеска кафе, где мы притормозили и очень хорошо покушали. Вынесли столы на улицу, поставили их у речки протекающей рядом в теньке и трапезничали - никакой ресторан и не нужен. Кстати хозяин рассказал что мимо него за сезон часто проезжают велотуристы и он предлагает им ставить палатки на полянке за кафешкой. Ну у нас ночевка запланирована в Тырнаузе, поэтому поблагодарив за вкусную еду девушек (видимо дочери) поехали дальше. Асфальт до Тырнауза в отличном состоянии, широкая обочина, ехать в принципе комфортно. Девушки из кафе, кстати, учились и жили раньше в городе, поэтому посоветовали нам сразу ехать в Парк культуры и отдыха - там можно найти место для установки палаток. Скажу что да, это идеальный вариант чтобы далеко не уезжая от цивилизации, завтра быстро собравшись начать штурм пыгающе выглядещего серпантина.

 

Заехали в местную Пятерочку и накупили много продуктов - впереди был запланирован автоном на 2-3 дня. Где то в парке есть труба из которой течет питьевая вода, мы ее нашли но напор воды оставлял желать лучшего. В итоге за водой сходили в недалеко расположенную самомойку. И самое смешное, что мы там и помылись ))) Выглядело забавно - один из пистолета распрыскивает воду на товарища. Вода теплее чем в горных речках, так что мыться приятно )))

Несмотря на близость трассы и близость к городу, ночевать в палатках в этом парке было комфортно. Людей там вечером нет, да и по трассе ночью никто не ездит.

 

День 9 (12 июля)

39км, набор 1780м, сброс 713м

Утром практически все вскочили рано, не терпелось с утра пока прохладно взять страшный с виду серпантин. Но по факту оказалось что это не так и сложно - отличная дорога с "правильным" уклоном. Иногда даже дорога идет в тени, так что крути да крути педали. По мере подъема отрывается панорами на город.

На одной из "панорамных" точек встретили местных жителей - отца с сыном, поговорили. Пожилой мужчина рассказал как в молодости трудился на Тырнаузском горно-обоготительном комбинате, как тут все было хорошо с зарплатой, и и продовольствием. Сейчас огромный комплекс развалился и от строений остались только руины, но в планах есть его восстановить.

На высоте 2170 дорогу пересекает ручей, где мы и остановились на обед. Он вроде бы течет откуда то с гор, надеемся что он не вытекат из какой-нибудь заброшенной шахты. Передохнув продолжаем набор высоты, в основном на велосипеде а не пешком. В какой то момент над горами нависли тучи и показалось что нас накроет ливнем но этого не случилось. Хотя и не страшно, грунт тут каменистый и дорогу не развезет.

На перевал Джаурген (2700м) мы поднялись примерно в 15-30. Дальше дорога идет в основном на спуск, но были и небольшие подъемчики. Очень красивая дорога, скоростная, с поворотами - само то что надо для горного велосипеда.

По пути встретился указатель "сыр", и в стороне от дороги метров в 300 увидели домик. Заехали вовремя, как раз хозяин возвращался на лошади и гнал стадо в загон. Пообщались и купили в итоге обалденно вкусного молодого сыра, а айрана в любом количестве отдали за просто так. Дело к вечеру, надо поближе подъехать к перевалу Шаукам (2930) и найти место для лагеря. С поиском места вначале были сложности - река текла справа от дороги где то очень далеко внизу, поляны все неровные и натоптаны скотом, а если чуть ровная то обязательно  сырая. Но в итоге удалось найти просто великолепное место во всех отношениях - и река рядом, и поляна ровная да и вообще окружающий пейзаж был очень красивым.

Вечер прошел весело а спалось под журчание горной речки просто великолепно.

 

День 10 (13 июля)

23,8км, набор 923м, сброс 922м

Встали рано, позавтракали и выехали еще когда не было даже 8 утра. Как только дорога пересекает по мосту речку, рядом с которой мы ночевали, так сразу начался тяжелый подъем. Пешком не останавливаясь вкатить велосипед мне кажется не реально, уж больно ккрутой градиент. Поэтому потихоньку-потихоньку, шаг за шагом, делая паузы чтобы отдышаться каждый из работал в своем темпе.

После первого тяжелого участка дальше было полегче, иногда даже можно было ехать. Но особо не хотелось :) Погода отличная, а какой воздух! Вдоль дороги растет душица, что придает чистому горному воздуху просто обалденные аромат. 

На перевале все собрались, пересчитались, пофоткали и погоняли квадракоптером лошадей, которые тут паслись сами по себе.

В предвкушении стремительного спуска сели на велосипеды. А вот тут облом - быстро ехать не получается, дорога каменистая, сильно трясет. На спуске внимательней смотрите на дорогу в первую очередь, но так же боковым зрением ближе к концу спуска стоит смотреть по правую сторону - большинство группы проскочило трубу, из которой тек настоящий нарзан.

Пересекли реку Шаукам и снова в подъем, на этот раз не такой страшный, хотя тоже ехать не особо легко.

Когда достигли вершины перевала Бересун (2480м) погода ухудшилась, небо затянуло свинцовыми тучами и тут мы увидели его - Эльбрус. Вершина была в облаках, но все равно, тот кто впервые видит эту гору - увиденное впечатляет.

Дальше оставалось лишь спуститься в урочище Джилу-Су и на месте разобраться что там смотреть и куда идти. До парковки добрались к 13 часам. Из за ковидных ограничений нам запретили ставить тут палатки, ну и ладно. Решили что спустимся по асфальту вниз и там найдем место, а сейчас надо сварить обед из того что есть, и прогуляться к нарзанным источникам. Где взять воду нам подсказали кстати охранники, там недалеко от шлагбаума есть труба из которой течет питьевая вода.

Там есть и радонные источники, в которых можно посидеть, но вода достаточно прохладная, а на улице и так было зябко,поэтому не все из нас решились на водные процедуры. Вообще там есть расписание, когда мужской час, когда женский, когда общий. Но я так понял что если очень хочется и окружающие люди не против - то можно нарушить это правило. 

Так же рядом можно посмотреть водопад, из за дождей для нас он был цвета какао.

Много мы не ходили в этот день здесь, нужно было решить вопрос с лагерем, к тому же дождь начался. Спустились вниз по асфальту а тут предприимчивые местные жители уже предлагают свои пастбища под палатку за деньги. Деваться не куда, далеко уезжать не хотелось так как утром завтра мы еще погуляем по урочищу, поэтому за небольшую плату разместились. Вокруг - много людей, в основном автотуристы. Самая большая проблема - тут не было туалета, а местность такая что особо никуда не уединишься. Кстати, как и ожидалось - в Джилу-Су нет ни магазина ни нормальной кафешки. Есть какая-то, но там кроме сосиски в тесте втридорого и чая ничего толком и нет.

Очень удивительно, но вечером похолодало и облака рассеялись и Эльбрус в лучах заката предстал перед нами во всей своей красоте.

 

День 11 (14 июля)

53,5км, набор 1418м, сброс 2432м

Первую половину дня сегодня решили еще раз подняться в урочище и осмотреть окресности. Если перейти речку по мосту (спустя несколько месяцев после нашей поездки его смыло селью), то можно пройти легкий круговой трекинговый маршрут на полтора часа. Понимаешь, что идешь по камням явно вулканного происхождения - об этом говорит характерный красновато-бурый их цвет.  Дорога хорошо читается, просто идешь по тропинке и идешь. Есть несколько интересных точек, в целом нормально.

Потом сходили посмотреть водопад Султан-Су, расположенный рядом с местом где сидят охранники у шлагбаума. Сам водопад хорошо получился на кадрах с коптера, поэтому я покажу лишь панораму как идешь к нему 

По хорошему надо было бы еще сходить посмотреть водопад Каракая-Су, но как то к обеду уже было желание ехать на велосипеде. Тем более с гор спускались темные тучи и было очевидно, что будет дождь. Так и случилось, как только мы по асфальту спустились с плато к реке Малка и начали подниматься в затяжной подъем на другое плато, с неба полился холодный ливень и задул сильный ветер. Хорошо что хоть приходится работать мышцами чтобы подняться по этому серпантину - это согревало тело. А вот как только понеслись вниз  - немного подмерзли. Но, к счастью, дождь прекратился и опять засияло солнце. Как же быстро в горах все меняется!

От Джилу-Сы до Кисловодска идет отличный асфальт, но вот дорогу легкой не назовешь - несколько раз встречались большие сбросы и опять наборы высоты. Это немного изматывает. Видимо сказалась уже насыщенность природными красотами, поэтому я даже как то и не фотографировал по дороге ничего, хотя она считается одной из самых красивых среди автотуристов. Примерно за полчаса до темноты мы добрались до ущелья, извесного как "Долина Нарзанов". Там находится старый и новый парк, гостевые дома, кафешки. Место интересное, можно поискать в интернете историю про него. Ну а мы с разрешения сотрудников медсанчасти, которые базируются на территории старого парка, поставили недалеко от них палатки - прямо напротив здания похожего на средневековую башню. Это бывший ресторана и гостинница для высокопоставленых гостей. 

Вечером в отличии от последних ночевок, было довольно тепло. Немного погуляли по парку, дошли до нарзанного источника, кто то сходил в гости к сотрудникам медсанчасти, кто то просто пошел спать. Чуствовалось что поход завершается, нужно время чтобы все что было увидено и пережито за дни с начала похода немного настоялось, отложилось и переварилось. 

День 12 (15 июля)

30,1км, набор 816м, сброс 1262м

С утра никуда не спешили, до Кисловодска остался последний небольшой рывок. Выспались, погрелись на солнышке, сходили на прогулку в новый парк. Опять попили газированной водички из источника "Серебрянный", надеюсь это полезно

Вход 50р с человека и можно пройтись по дорожке идущей вдоль реки Хасаут. Ничего особенного там не увидишь, просто релаксирующая прогулка. В итоге только около 12 часов дня мы оседлали велосипеды и покрутили в очередной затяжной набор. Потом был еще один приличный набор у села Кичи-Балык а дальше практически все время вниз, до Кисловодска. Когда требовалась передышка то лишний раз спешиться и оглянуться назад было очень приятно - позади вызвышался величественный Эльбрус.

К 16 часам дня добрались до города, сходили в столовую и наконец-то поели то что каждый хотел а не то что найдется в рюкзаках, нашли недорогое жилье в частном секторе. Дальше все банально - душ, отдых и вечерняя прогулка по центру Кисловодска. Атмосфера как будто бы находишься в курортном морском городе, людей - толпы. Город оставил приятное впечатление, особенно понравился парк - надо бы завтра еще с утра прогулятся.

 

День 13 (16 июля)

Этот день финальный - все возвращаются домой, кто на машинах, кто на поезде. Машины у нас все это время ждали нас на стоянке в Нальчике у "родственников", поэтому водители я и Андрей с утра пораньше поехали на автовокзал, а дальше на автобусе в Нальчик за ними. У остальных ребят было время еще раз погулять по городу, купить сувениры и подарки. Я намеренно не стал смотреть город так как у меня была запланирована семейная осенняя поездка в эти края.

После 14 часов я с Андреем вернулись в Кисловодск и дальше каждый по своей программе. Я Леной, Вадимом и Андреем поехали домой сразу же, Андрей с Димой и Настей - вечером с ночевкой в Пятигорске, Алексей и Андрей из Воронежа - вечером на поезде.

Заключение

Красивый летний поход хотя местами может показаться сложным для прохождения его на велосипеде. Но если не спешить и позволяет время то можно растянуть удовольствие и пройти его где то медленнее а где то и быстрее. Нам очень понравилась остановка на 2 ночи в Безенгах - это привнесло большое разнообразие: высокие горы поросшие травой и лесом сменились снежными пятитысячниками и ледниками.

Весь маршрут проходит по дорогам по которым может проехать подготовленный внедорожник, а значит и велосипедист пройдет и не заблудится. Месное население - очень доброжелательное, гостеприимное. Можно смело идти на контакт - помогут, подскажут. В горах можно купить айран, сыр, молоко, сметану, мед. Очень вкусные месные лепешки с начинкой - Хычыны. 

При подготовке велосипеда к походу желательно подумать над тем, чтобы как можно меньше тащить вещей. Конечно совсем отказываться от теплых одежок не надо, все таки горы и высоты свыше 2000м на маршруте, но вот как то все это разместить "по байкпакерски" очень рекомендую - будет намного легче преодолевать каменистые тягунки.

Этим походом я открыл для себя Кавказ который я еще не видел, он так мне запал в душу что в следующие 6 месяцев после похода я еще два раза ездил на Кавказ, но это уже был формат автотуризма.

 С автором можно связаться через мой профиль в VK: https://vk.com/id8593322