Жаркий велопробег по трём областям Поволжья.

Участник велопохода: Андреев Вячеслав г. Пенза.
Байк: Author Classic (2012).
Сроки проведения похода: 22 - 26 июня 2015 г.
Пройденное расстояние: 1053 км (70 - грунт)
Количество ходовых дней: 5
Общее время движения: 66 ч. 43 мин.

Маршрут велопохода.

Пенза – Городище – Никольск – Ахматовка – Инза – Базарный Сызган – Барыш – Николаевка – Славкино – Павловка – Черкасское – Вольск – Балаково – Зоркино – Маркс – Энгельс – Смеловка – Энгельс – Саратов – Радищево – Б.Карабулак – Старые Бурасы – Белогорье – Лопатино – Шемышейка – Пенза.

В 2014 году так и не удалось доехать до Саратова в своём двухдневном марафоне. Не доехав 25 километров до города, повернул обратно, т.к. очень хотел вернуться в Пензу до исхода дня. Да и Саратов за полчаса не посмотришь. 
Запланированный маршрут (около 1000 км) хотел проехать за 4 дня. Но различные обстоятельства (жара, плохие дороги и т.п.) поставили меня перед выбором: сократить маршрут (т.е. опять не ехать в Саратов) или добавить день. Я выбрал второй вариант. 
Все свои многодневные велопоходы (2007-2015), которых на данный момент 17 штук (в сумме 28000 км), я начинал и заканчивал дома. Никогда не пользовался самолётами, поездами, автобусами или попутными машинами. Этот велопоход не стал исключением. Манера рано стартовать, а финишировать в сумерках, позволяла мне преодолевать достаточно большие расстояния. На сон в среднем уходило не более четырёх часов. На приготовление пищи время не тратил. Костры не разжигал. Кафешками не пользовался. Палатку взял лёгкую, обычный домик, защищающий от комаров, частично от ветра и почти никак от дождя. Коврики в походы я не беру. Из объёмных вещей только однослойный синтепоновый спальник. Вес велорюкзака без продуктов и воды был всего 5 кг. Велопробег получился довольно познавательным. Наконец-то побывал в Саратове, спустя 6 лет после Мурманска и Архангельска. :) С велосипедом проблем не было, ни разу не прокололся. Погода радовала только по ночам и иногда по утрам. Загорел за пять дней хорошо.

 

День первый. 22 июня.

Пенза – Городище – Никольск – Инза – Базарный Сызган – Барыш. 258 км.


Несмотря на то, что поспать удалось всего полтора часа, выехал рано. Старт в 3.10. На улице светло и тепло. Проехал пустой центр Пензы, пересёк главную реку области по Бакунинскому мосту. По улицам Свободы и Нейтральной выскочил из города, попав на федеральную трассу Москва-Челябинск (М-5). Прямо по курсу уже поднималось Солнце, обещая жаркий день. Трасса почти везде ровная и широкая. Машин мало. 
В 6.30 (52 км) добрался до города Городище. Несмотря на название, город совсем маленький (около 8 тыс.чел.). В городе есть небольшой краеведческий музей. В центр не поехал. По Фабричной улице пересёк город с юга на север за десять минут. Дорога на Никольск узкая и с хорошим покрытием (особенно на участке у села Телегино). Трафик маленький (1-2 машины в минуту). Сёла встречаются редко, магазинов нет вообще. На границе Городищенского и Никольского районов заехал на родник "Грот". Вода в нём мне не нравится на вкус. Но я набрал около литра на всякий случай. Умылся, перекусил и недолго отдохнул в тени.

После моста через быструю реку Айва начинается самый долгий и крутой подъём в области. Проехав десятую часть подъёма, я спешился. Далее шёл в гору пешком по краю дороги или по неудобной обочине, пропуская транспорт.

После постройки нового цементного завода на севере Никольского района, теперь по этой дороге часто снуют цементовозы, разбивая дорогу. Когда я почти добрался до самого верха крутого участка подъёма, мимо меня вверх проехала большая грузовая машина. Мне пришлось в очередной раз сойти на рыхлую обочину. Буквально через двадцать секунд я увидел птичку, сидящую неподвижно на краю асфальта. Я чуть не наступил на неё. Зяблик сидел как вкопанный. Не знаю, как он сюда попал, но видимо большегруз ввёл его в ступор, проехав совсем близко. Я положил на обочину велосипед и с фотоаппаратом присел рядом. Птица не двигалась. Сделав несколько снимков с близкого расстояния и сняв короткое видео, я взял его левой рукой. Зяблик ожил и сделал слабую попытку вырваться. Я провёл с ним короткую профилактическую беседу о ПДД, несколько раз сфоткал и подбросил вверх. Зяблик, взяв крылья в ноги, дал дёру. Точнее он взлетел метров на шесть и сел на ветку сосны.

Я довольный продолжил пешее восхождение. Тень от деревьев справа значительно облегчала мне этот процесс. Сверху открывается потрясающий вид. Когда подъём стал пологим, я поехал. Жара. До следующего по плану родника в Ахматовке оставалось ещё немало километров. Вода из родника "Грот" тоже шла на ура. В воду, находимую в пути, я добавлял смесь сиропа из топинамбура и цикория, которая правда закончилась уже к середине второго дня.
В 10.45 (115 км) я стоял в самом центре города Никольск, на Советской площади. По городу я сделал круг почёта по главным достопримечательностям: Воскресенский собор с двумя маленькими колокольнями, музей стекла и хрусталя, дом-усадьба Бахметьевых-Оболенских и сам хрустальный завод, основанный в конце 18 века А.И.Бахметьевым ("Красный Гигант" с 1923 до 2008 года).

На выезде из Никольска купил двухлитровую Кока-колу. Еды у меня оставалось ещё на пару перекусов. От города ехал в юго-западном направлении, в сторону Сосновоборска. Дорога совсем пустая. Во многих местах полотно ремонтируют, засыпая ямы в асфальте крупным щебнем. От Никольска до развилки на Ахматовку 11 километров и до самого села ещё 12. На въезде в село в первом же роднике набрал во все ёмкости волшебной воды. Умылся, напился. Очень жарко. Ахматовку называют деревней долгожителей из-за очень хорошей воды. 

В магазине я надеялся что-нибудь купить для перекуса. Но не тут-то было. Время 12.30. Магазин только что закрылся и продавец уехал. Об этом мне поведали двое местных, сидящих около него. Село находится в живописном месте. Вокруг холмы, наполовину покрытые лесом. В самом селе красивая белая церковь и огромный пруд, в котором захотелось искупаться. Но не стал. После плотины грунтовая каменистая дорога круто уходит вверх, постепенно заходя в лес. Я шёл пешком. Лес на удивление лысый. Почти совсем. В этом году из-за оригинальной по погоде весны расплодились гусеницы. Они сожрали всю листву, которая уже начала отрастать заново.

Подъём закончился. По частично глинистой и земляной грунтовке я въехал в Ульяновскую область. Спустя несколько километров дорога, став опять каменистой, пошла под уклон. Лес закончился и открылся красивый вид на село Большая Борисовка и окрестности. Тяжело одновременно наслаждаться видом и контролировать неровности под колёсами на крутом спуске. Морально тяжело. :D

В селе купил хлеб и пирожок с капустой, который сразу съел, сидя в тени, сбоку от магазина. По селу идёт дорога с крупным щебнем полтора километра. Растрясло хорошо.
Но вот и асфальт. От Ахматовки получилось 8 километров разного грунта. Теперь на север, в Инзу. Чем ближе к городу, тем покрытие дороги становится лучше. Сёла идут одно за другим, но машин очень мало. Дорога раскачалась, иногда заходя в лес, где можно было немного отдохнуть в тени. Жара под сорок. Жидкость уходит быстро.
В 14.53 подъехал к Инзе (172 километра). На первом перекрёстке сразу свернул направо, в Базарный Сызган. Отсюда начинается новая для меня дорога. Сегодня и завтра мне предстояло познакомиться с юго-западным углом Ульяновской области. Дорога хорошая, плавные подъёмы и спуски. Местность вокруг в основном открытая. Иногда встречаются массивы леса. В Базарном Сызгане большая красивая церковь.

Здесь был в 17.00, проехав ровно 200 километров. К Барышу подъехал к семи вечера. В городе задерживаться не стал, даже у магазинов не останавливался. Хотел посмотреть в Жадовке монастырь, но т.к. стало быстро смеркаться, заворачивать к нему не стал. 
Финиш в лесу за селом Румянцево. Ставил палатку уже в темноте. Без ужина сразу завалился спать. Жара и недосып убили меня к концу дня.

Итоги дня: 258 км (8 грунт), ходовое время 14.52, средняя скорость 17,4 км/час.

 

День второй. 23 июня.

Николаевка – Павловка – Черкасское – Вольск. 207 км.

Спалось почему-то плохо. Проснулся в полночь. Спал опять часа полтора. Возможно, у меня появилась новая традиция в походах. :D Перекусил, собрался и поехал дальше. 
Старт в 00.55. Красота! Дорога гладкая, машин нет. И самое главное – не жарко! До райцентра Николаевки оставалось около 40 километров. Первые полчаса ехал с фонариком. Потом стало светать. Катилось легко. Было ощущение, что почти всё время еду вниз. Тем временем еда заканчивалась и воды оставалось меньше литра. Последний плотный перекус я сделал на остановке у села Новая Бекшанка. Пара мотоциклистов каталось туда-сюда по дороге. За несколько километров до Николаевки, слева от дороги, я заметил столбик с табличкой "родничок Кувака".

От него вниз уходила лестница к родничку. Я набрал три литра воды, умылся, съел полтора батончика гематогена и поехал дальше. Перед городом долгий и крутой спуск.

В городе нет ни колонок с водой, ни открытых магазинов. Время 4.30.
Я пересёк федеральную трассу (М-5) и пошёл пешком в крутую гору на юг. Есть сильно не хотелось, но начало штормить. После горы я проехал ещё несколько километров. Справа по ходу очень красивый вид открывается на село Давыдовку.

После неё я свернул влево в лесополосу из акаций. У меня созрел тактический план. Я достал палатку, расстелил её, лёг и, завернувшись палаткой, заснул. Время 5.30. Я хотел отдохнуть и убить определённое время, чтобы к крупному селу Славкино, которое было уже недалеко, подъехать после 8 утра и там закупить продукты. Судя по карте после этого села до самой Павловки не будет сёл с магазинами. Проснулся в 7 часов. Полтора часа сна добавили мне бодрости. Чтобы до конца проснуться минут двадцать поковырялся с велосипедом:почистил и смазал цепь. В 7.30 поехал. Через час в Славкино я осуществил свою мечту и, чуть от него отъехав, как следует наелся.
В Павловку приехал в полдень. Позади уже 105 километров. Посёлок действительно находится в котловине, очень долгий спуск с западной стороны и затем долгий подъём на юг.

Проехав село Илюшкино, где есть красивая большая церковь, Ульяновская область закончилась и вместе с ней закончилась нормальная дорога.

Время 14.10. Сначала три километра раздолбанный асфальт, потом четыре – нормальный (вдоль села Калмантай) и далее очень долго грунт средней паршивости, иногда чередующийся с участками разбитого асфальта. Редкие машины двигались не быстрее меня. В 16.20 (142 км), измучившись от жары, добрался до крупного села Черкасское. Купил в магазине ряженку, хлеб и Пепси-колу. Я продолжил двигаться дальше в сторону Волги. В селе Верхняя Чернавка очень кстати подвернулся родничок.

Только от этого села начался нормальный асфальт. 50 километров плохих дорог за один день – это уже перебор! Имея запас воды и еды, я приближался к Вольску – крупному центру цементной промышленности.

По городу ехал вниз минут двадцать до реки. Набережная очень узкая, не более четырёх метров. Людей гуляет много. Пройдя один квартал по набережной и, сделав пару фотографий реки, я повернул вверх.


Немного покатался по центральным улицам. Уже смеркалось. Толком какие-нибудь достопримечательности не рассмотрел. По улице Цементников я поехал на восток. Дорога часто петляла, то приближаясь к Волге, то удаляясь. Машины снуют туда-сюда, поднимая пыль. Стало уже совсем темно, а город не заканчивался. На пустыре, справа от дороги я разглядел дерево с широкой, близко расположенной к земле кроной. Здесь я и решил спрятаться. Время 21.00. Палатку-домик подвесил за ветки дерева. С дороги меня не видно. А что ещё для счастья надо? 


Итоги дня: 207 км (30 грунт), ходовое время 13.29, средняя скорость 15,4 км/час.

День третий. 24 июня.

Вольск – Балаково – Зоркино – Маркс – Энгельс. 220 км.

Проснулся в 2.10 по будильнику. Выспался вроде. На улице уже светает. Записал и сбросил вчерашние данные с велокомпьютера. Старт в 2.50. Стал искать выход из города, который уже заканчивался и без меня. Сначала проехал пару километров вдоль Волги, потом повернул налево и пешком взял крутой километровый подъём до цементного завода по идеальному асфальту. Здесь у местных уточнил дорогу. От завода идёт плохой асфальт до села Терса. Ровно восемь километров получилось от старта до трассы Саратов-Сызрань (Р-228). Теперь можно точно определить место ночёвки по Интернет-картам. Шоссе отличное, широкое.

Машин пока очень мало. Впереди встаёт Солнце, обещая мне ещё один жаркий день. Несколько позже стали собираться тучи, что меня не могло не радовать. Спустя девять километров появилась развилка на Балаково. Долгий спуск по асфальту среднего качества. Вот показались Волга и плотина. Дорога подошла к Саратовской ГЭС и нырнула в тоннель.

Перед ним табличка "Проход пешеходов до пяти утра запрещён". Я подумал "Вдруг не пустят, я же не на машине!". Время было 5.15 и я поехал дальше. Но это был не совсем тоннель. Вверху по углам широкие щели, через которые в достаточном количестве проходил солнечный свет. Волги не видно. Этажом выше железная дорога.

Сразу за плотиной начался город. Тратить много времени на осмотр его я не планировал. Сделав маленький крюк мимо дома-музея В.И.Чапаева и аллеи Героев, я с островной части города переехал на материковую. Дальше двигался по Вокзальной улице вдоль железной дороги. Посмотрел на местный вокзал с оригинальной архитектурой.

Дороги по городу для велосипедистов не удобные. Ширина полос не позволяет уместиться легковой машине и велосипеду. Тротуаров нормальных нет. Вокзальная улица упёрлась в Саратовское шоссе. Я, сомневаясь, повернул налево и у местного жителя, стоящего на остановке, спросил дорогу в Маркс. Я не мог сориентироваться, т.к. Солнце было скрыто тучами. Действительно, я ошибся. Эта дорога на Самару. Я развернулся и поехал в противоположную сторону на мост через железку. Слева и справа одни заводы. У села Быков Отрог на развилке свернул направо. Приблизительно через полчаса тучи разбежались и Солнце начало безжалостно палить. Дорога от Балаково сначала была очень хорошей, потом всё хуже и хуже. Край дороги часто был бугристым или разбитым. Машин довольно много. Пересёк реку Большой Иргиз. Мелкие сёла иногда встречались. Местность плоская, скучная. 
К 10 часам я проехал уже 100 километров. Мне надоела эта трасса (Р-226). Вскоре в одном из сёл я увидел огромное здание похожее на костёл. Я свернул в Зоркино. Костёл почти достроен. Осталось крышу покрыть.

В магазине купил две ряженки, хлеб и полторашку воды. Разговорился с местным на тему как ехать дальше не по трассе, а вдоль неё и заодно налил две литровые бутылки воды у него во дворе. Следующие 12 километров я ехал между трассой и Волгой. За селом Зоркино сразу село Золотовка. После него километра два песчаная грунтовка.

Несколько раз приходилось спешиваться, т.к. не особо широкие колеса (3 см) зарывались и останавливались. Слева было слышно трассу, а справа иногда открывался красивый вид на Змеевы горы, расположенные на другом берегу Волги. Изучал местную флору и фауну. Саратовские одуванчики были настолько суровыми, что дуй не дуй, они не разлетаются. :D

Жара заставляла каждые десять минут останавливаться в тени деревьев и обливаться водой, взятой у местного жителя в Зоркино. Для питья она была малопригодная. Проехал через пустырь, где когда-то была деревня. Здесь грунтовка стала земляной и скорость значительно возросла. Вдоль села Ястребовка был один километр старого, но довольно ровного асфальта. Затем ещё пару километров грунта до Михайловки. Здесь я снова выехал на трассу. Время 12.40. Перекусив на остановке, поехал дальше. До Маркса оставалось всего 25 километров. В посёлке Орловское купил большую бутылку Кока-колы. Воды питьевой почти не осталось.

В 14.20 подъехал к Марксу. По 10-й линии съехал вниз и вскоре доехал до пляжа, где я планировал искупаться. Пляж большой, народу полно. Я пошёл на левый край. Здесь я увидел блондинку, загорающую почти без ничего. Левее её метров на десять, у самых кустов я положил велик на песок и, не раздеваясь и не разуваясь, пошёл в воду. Блондинка повернулась на бок и стала за мной наблюдать. Я нырнул пару раз, немного поплавал и вышел на берег. Взял велосипед и, хлюпая кроссовками, пошёл прочь с пляжа. На всё у меня ушло не более двух минут. Немного покатавшись по центральным улицам, в три часа дня я покинул город. 
Дальше началась сказка. Трасса стала широкой и ровной. Попутный ветер подгонял и охлаждал меня. Скорость легко держал более 20 км/час, нагоняя потерянное время на грунтовом участке. Постепенно высыхая, я приближался к Энгельсу. Где-то на въезде, на одной из остановок я налил в бутылку два литра Тархуна. В 18.35 я был на улице Тельмана около символа города – Быка с чашей соли на спине.

200 километров позади. В надежде на то, что Энгельс посмотрю ещё и завтра, я по улице Маяковского и Волжскому проспекту выехал из города и продолжил движение на юг, в Смеловку. Дорога мне не понравилась. Асфальт узкий и разбитый, машин много. Я практически всё время ехал по обочине из песка и мелких камней. На меня быстро накатила усталость. Я решил остановиться на ночлег, а завтра рано утром по пустому шоссе быстро докатить до цели.
Финиш в 20.00 в лесополосе.


Итоги дня: 220 км (13 грунт), ходовое время 12.50, средняя скорость 17,1 км/час.

4 день. 25 июня.

Смеловка – Энгельс – Саратов – Радищево – Тепловка – Алексеевка. 161 км.

Проснулся в 2.30 без будильника. Поел Тархун с хлебом. Старт в 3.10. С утра всё небо заволокло тучами. Шёл небольшой дождик. :) Проехав 12 километров, ровно в 4 часа утра был на Гагаринском поле.

Место красивое, интересное. Задержался для фотосессии минут на двадцать. Потом поехал обратно в Энгельс. Тёмные тучи носились по небу, но дождя уже не было. Дорога назад была более приятной, т.к. машин почти не было. Поплутав по Энгельсу, и не без помощи местных жителей выехал на мост через Волгу. Снова начался дождь. Я ехал по тротуару. С него удобнее вести осмотр и фотосъёмку. Мост, соединяющий два крупных города, слишком узкий. Всего полторы полосы в каждую строну. Средняя полоса реверсная, утром открыта для проезда из Энгельса, вечером – из Саратова. Дождь стал усиливаться. Я с большим трудом делал фотоснимки. На фоне города сильно выделяется небоскрёб справа от моста.

Когда пошёл сильный ливень, я спрятал фотоаппарат и надел дождевик. Со второй половины моста начинается подъём. Правый берег Волги значительно выше. Мост закончился. Я продолжил подъём вверх по улице Соколовой. Дождь почти перестал, но по дороге, тротуару и газонам текли бурные реки. Я шёл пешком по тротуару, смотря на это торжество воды. Километра через два повернул на улицу Радищева. 
В восемь утра был на главной площади. Немного покатался по центру: памятник Чернышевскому, Консерватория, театр оперы и балета, храм Утоли мои печали, Театральная площадь. Покатался по парку Липки и Пешеходной улице.

Прикололся над памятником Ленину. Вождь стоит и показывает средним пальцем, куда нужно двигаться стране. Мы туда до сих пор идём и почти дошли. :D На набережную не выезжал. А зря. Она была совсем близко. Появился ещё один повод вернуться в Саратов.
Какими-то кренделями я снова выехал на Соколовую улицу. Я продолжил искать выход из города и немного ошибся с направлением. Местные подсказали, как срезать на улицу Танкистов. Я срезал и дальше двигался по дороге с трамвайной линией. Город то заканчивался, то снова продолжался. В десять часов на одном из пустырей, около трамвайной линии сел передохнуть и перекусить батоном, купленным недавно. Вдруг я увидел, как самолёт пролетел низко над городом и приземлился чуть ли не в центре! :o Потом я проехал ещё через один крупный микрорайон с многоэтажками. В 11.00 по Вольскому тракту наконец-то выехал из города. 
В полдень отдыхал на мосту через речку Курдюм. Облака разошлись и стало опять очень жарко. Я ещё раз перекусил и покатил к развилке на Новые Бурасы. От развилки дорога мне знакомая по прошлому году. Именно до этого места я со стороны Вольска докатил и, передумав ехать в Саратов, поехал обратно в Пензу через Бурасы.
Время 13.00. Я на развилке. Проехал всего 93 километра. Дальше дорога средняя по качеству, местами в трещинах. Машин мало. Виды вокруг красивые. Несколько протяжённых подъёмов и спусков на пути. Столько же и поворотов. Через полтора часа добрался до села Радищево, где набрал холодной воды из колодца с правой стороны от дороги.

 

В 16.20 добрался до Тепловки, где на развилке свернул на Базарный Карабулак. Я хотел сегодня проехать этот посёлок, набрать воды из родника с лосями и затем уже встать на ночёвку. Но не тут-то было. Я уже сильно утомился и перегрелся. Во все подъёмы шёл пешком. А здесь они довольно протяжённые. В Новиковке в универмаге (работает с 8 до 23) купил ряженку и хлеб. В 19.00 в каком-то пруду слева от дороги я искупался в одежде и обуви. Это немного привело меня в чувство. После села Алексеевка, где набрал в колонке воды, проехал ещё километра три и в восемь вечера решил финишировать. Три с половиной часа ушло на последний сильнопересечённый 30-километровый участок. Мокрую одежду развесил на оттяжках палатки.

Итоги дня: 161 км, ходовое время 12.22, средняя скорость 13,0 км/час.

5 день. 26 июня.

Базарный Карабулак – Старые Бурасы – Лопатино – Шемышейка – Пенза. 207 км.

Проснулся в 2.45 по будильнику. Погода с утра очень тёплая, небо ясное. Одежда и обувь успели высохнуть. Быстро перекусил, собрался и в 3.30 двинул дальше. Сегодня нужно было вернуться домой. Сколько точно километров осталось – я не знал. :roll:
Через полчаса подъехал к Базарному Карабулаку. Довольно быстро проехал этот посёлок, сделав несколько кадров местных достопримечательностей.

На выезде набрал воды на роднике с лосями. Через полчаса в центре села Тепляковка повернул налево. Отсюда начинается ещё один новый для меня участок дороги. Я поехал обратно в сторону Новых Бурасов, но по другой дороге. Очень хотел посмотреть интересное село Старые Бурасы. 15 км до села мне очень понравились: дорога ровная, мало пересечёнки и нет машин. Леса правда тоже нет. Татарское село Старые Бурасы резко выделяется своим отношением к социалистическому строю. Памятники Ленину, Сталину, куча лозунгов на разные темы.

Село чистое, аккуратное и красивое. У местной жительницы узнал, как можно срезать на асфальт, соединяющий районный центр с посёлком Динамовский. Срезал я километра три, но пришлось километра полтора ехать по грунту и переправляться по тонкой четырёхметровой трубе с велосипедом в руках через грязный ручей, непонятной глубины. Чувство равновесия меня не подвело.

На Динамовский дорога довольно хорошая, на обочинах растёт земляника. На асфальте часто попадаются кивсяки.

От Динамовского до Чечуйки и дальше хороший асфальт. Километра за три до Леляевки асфальт неожиданно закончился. Дальше земляная грунтовка. От Леляевки начинается путь знакомый по 2014 году. Около пяти километров грунта до бетонного мостика через речку Ключевку. Дорога была почти сухая, а спуск к мостику и подъём от него очень грязные. Постоял минут пять в теньке, съел собранную час назад землянику. 

За мостом начинается село Белогорье (Пензенская область). Время 9.10. Позади 66 километров. В местном магазине расспросил о более короткой дороге к селу Точка. Мне сказали, что я вряд ли там проеду. Я так и не понял почему. Когда на остановке перекусывал, другая жительница села более понятно объяснила дорогу к Точке и сказала, что я там проеду. Я и сам ещё с утра решил, что поеду именно по короткой дороге, т.к. трястись по щебёнке к селу Дубровское я не хотел. 
Новая дорога оказалась довольно интересной. От северного конца села я поехал по грунту на северо-восток, обогнул справа кладбище, переехал через сухой овраг и затем ехал полтора километра вдоль лесополосы в том же направлении до другого оврага. Лесополоса закончилась. Я повернул налево и ехал вдоль этого оврага два километра до брода. Брод перешёл пешком

Ширина речки 10 метров, глубина до 20 сантиметров, дно песчаное. Поднявшись в горку пешком, вдали я увидел село. Километра через два ещё один брод с такими же параметрами. У брода паслось несколько коров. Брод также перешёл пешком. Отсюда до Точки оставалось чуть больше километра. Срезал новой дорогой пять километров и сэкономил не менее получаса, т.к. вряд ли бы я смог гнать с такой скоростью по щебёнке, как по ровному грунту. Дальше по довольно плохому асфальту ехал в сторону райцентра Лопатино. За селом Генеральщино на подъёме к лесу видел, перебегающего через дорогу ушастика. "Ему-то что не сидится в такую жару!" :D 
В 11.45 был в центре Лопатино. От Лопатино до Шемышейки дорога разная, встречаются и разбитые участки. В селе Чардым оба магазина были закрыты. Я минут сорок посидел и подремал в тени одного из них. Жара и хронический недосып быстро утомляли меня. В селе Луначарское купил ряженку и хлеб. Воду набрал в Русской Норке. От неё в сторону Шемышейки усиленно клали асфальт. Пришлось по обочине объезжать это безобразие. Умирая от жары, кое-как добрался до Пензы. :cry: В 20.50 финишировал. 

Итоги дня: 207 км (19 грунт), ходовое время 13.10, средняя скорость 15,7 км/час.