Цель похода еще была определена в середине лета - исследовать местные грунтовые дороги, посмотреть красивые дома в селе Русский Камешкир, которые украшены снаружи замысловатой резьбой по дереву, навестить известного в велотусовке человека Илью (CYCLOiD), который исколесил в одиночку пол-Азии и Южной Америки а теперь обосновался в селе Красное Поле. Но летом так ничего и не вышло, то одно то другое и поход постоянно откладывался все дальше и дальше. Я уже было думал что он перенесется на 2013 год, но кто бы мог подумать, что во второй половине октября аккурат перед выходными будет стоять теплая и сухая погода. Большинство грунтовых дорог высохло, а на выходные обещали прекрасную погоду для катания на велосипеде. Такой момент нельзя терять и ПВД состоялось! Правда участников набралось всего два человека, а все остальные "основные" и "забойные" велокатальщики почему то дружно решили делать свои ничтожные бытовые дела именно в эти выходные, когда тепло и солнечно. Поначалу меня это расстроило, но Алексей оказался отличным попутчиком, и главное физически подготовленным, что позволило нам на 100% реализовать намеченный план и даже перевыполнить его.

            

Дата проведения велопохода: 20 - 21 октября 2012.

Участники: timka (Вадим) и _Alex_ (Алексей)

Маршрут:

Основные достопримечательности маршрута:

  1. село Радищево - музей писателя и мыслителя А.Н.Радищева
  2. село Нижнее Аблязово - Преображенская церковь 18 века
  3. село Русский Камешкир - интересные резные узоры на домах жителей, родник Белый Ключ.
  4. село Лапшово - церковь Спаса-Нерукотворного, 1831 год
  5. город Сурск - здание суконной фабрики "Сурская мануфактура", 1849 год

 

20 октября 2012. День 1. Сюзюм - Радищево - Нижнее Аблязово - Красное Поле

В полупустой электричке два часа езды до станции Сюзюм пролетели не то чтобы быстро, но и не утомили. Радость от того, что тебя довезли наконец то до конечной точки усилилась многократно, когда мы оседлали велосипеды и двинулись по пустынной асфальтовой дороге вперед, за новыми видами и новыми впечатлениями.

Сюзюм велосипед дорога

дорога по равнине

В самом начале пути сделали доброе дело - помогли местному жителю завести мотороллер. Алексей сразу смекнул в чем может быть причина того, что техника глохнет. 

мотороллер

Асфальт кончился в селе Русская Пенделка, а дальше до села Анненково и Нижнее Аблязово был проложен грунтовый автобан через поля

дорога в полях

Приятно было отметить, что поля вокруг обрабатываются и не пустуют. Много наблюдалось посевов озимых злаковых, которые в это время года ярко выделяются насыщенным зеленым цветом по сравнению с окружающим пейзажем. Летом такой контраст не бросается в глаза и его не заметишь. 

грунтовая дорога в полях

Обед нас застал в полях на пол пути к селу Анненково, тут подвернулась небольшая полянка. Весь день было ветренно, а в полях особенно, так что поляна защищенная с одной стороны деревьями защищала нас от ветра.

Что мне нравится в октябре - то это отсутствие всяких летающих насекомых, можно спокойно трапезничать, а еды у нас с собой, как мне кажется, было даже в переизбытке.

Выбравшись на асфальт в селе Анненково оказалось, что у нас много свободного времени и мы идем со значительным опережением графика. 

Поэтому решили посетить музей-усадьбу Александра Николаевича Радищева в селе Радищево (в прошлом Верхнее Аблязово). Правда я человек темный, конечно про Радищева слышал, а чем он прославился я и не знал Frown. Поэтому побродя по музею и поглазев на различные экспонаты мне реально стало стыдно про свое недообразование и было решено оплатить услуги экскурсовода и хоть немного, но просветлиться знаниями. 

музей Радищева

музей Радищева

музей Радищева интерьер барского дома

музей Радищева

Экзпозиция музея расположена в доме, не имеющий отношения к проживанию рода Радищевых. Раньше тут была земская школа, а сам барский дом, где проживал дворянский род, находится немного в стороне. Что не удивительно, он был полностью разрушен после революции и построен заново уже по новому плану. Единственное здание, которое целиком сохранилось с эпохи Радищева это Спасо-Преображенская церковь. Внутреннее убранство барского дома нигде не было задокументировано, поэтому внутри особо то и смотреть нечего - там на первом этаже находится трапезная которая принимает свадьбы, а на втором концертный зал и выставка поделок талантливых детей.

Да и мебель в зале экзпозиции тоже была привезена из других мест, сохранился лишь диван и что то еще, которые принадлежали фамильному роду Радищевых. Барский дом располагается рядом с церковью. Что интересно - церковь была двухэтажной, первый этаж для простого люда, а второй этаж для помешиков и знати. А чтоб не стоять службу вместе с простолюдинами , был сооружен деревянный проход, соединяющий второй этаж барского дома со вторым этажом церкови. Удобно, что скажешь. Хотя крепостные любили своего помещика, Радищев был к ним милостлив. Они даже укрыли у себя помещечью семью, когда в село пришли отряды Пугачева. А чтобы белая кожа не выдавала в них дворян, крестьяне измазали своих хозяев сажей и одели в рваные балахоны. Тем самым был спасен весь род Радищев от неминуемой гибели.

В наше время это место стараются окультурить, летом проводится Тихвинская ярмарка, где можно купить товары народных умельцев. А в музей тянутся люди не только из Пензы, но и с близлежащих областей.

На обратном пути, между селом Радищево и Нижнее Аблязово, в деревне Анненково мне приметился дом, у которого и крыша, и стены, и наличники были выкрашены белой краской. На забор видно краска кончилась. Тренд последних лет налицо - белый цвет сейчас очень моден.

деревенский дом

А на выезде из самого села, разодетых велосипедистов заприметили шестеро местных, они грязно ругаясь, побежали нам наперерез , опережая друг друга и толкаясь.  Поняв, что встреча с ними не сулит ничего хорошего, пришлось врубить передачи повыше и молотить ногами, увеличивая каденс, на сколько хватало сил. Местные оказались не такими спортивными как мы, да и велосипедов у них не было. Когда поняли что преследовать безполезно остановились и смотрели нам вслед, изредко выкрикивая гадости. Остановились и мы, я тоже в ответ им что то кричал, корчил рожи и показывал палец. Потом спокойно достал фотоаппарат и заснял их. Вот они, кстати:

деревенские собаки

Эти собаки сбили мой размерянный ритм, взятый с самого начала маршрута, я тупанул и увел себя и Алексея с дороги в длинный такой тягунок. 1 км пришлось попотеть, причем грунтовый подъем был против ветра. На самом верху холма, чтобы восстановить дыхание, я остановился и посмотрел карту. Тут я понял как хорошо что мой попутчик воспитанный и интеллигентный - бить скорей всего не будет. Пролепетав что типа "так надо", "так было задумано", "тут красивый вид на деревни" я побыстрее свернул на 90 градусов влево на грунтовку, которая сбрасывала все что мы набрали, вернула нас обратно на трассу. Этот стыд я удалил с треков, чтоб не путать людей, которые возможно воспользуются моим маршрутом. Вот фотка с вершины холма на деревню Тютнярь, в которую мы спустились.

Проехав по трассе еще с километр, мы попали в деревню Нижнедубенск. Какой же прекрасный вид открывается с дороги! К сожалению, у меня не получилось поймать хороший кадр с этим местом, но поверьте - там очень красиво.

пруд Нижнедубенск

Слева от дороги пруд, а вот справа относительно не высокий и крутой уступ. Необычность его заключается в том, что он состоит из красного песка - такого я еще не видел.

красный песок Нижнедубенск

В селе Нижнее Аблязово мы проезжали Преображенскую церковь - памятник русского зодчества 18 века. Она принадлежала роду Аблязовых-Радищивых - они породнились, когда помещик Аблязов выдал свою дочь за майора Радищева, деда великого внука. Вначале она была деревянная, но в 1736 году была завершена перестройка в каменную. Церковь уникальна тем, что в ней сохранились фрески неизвестных мастеров 18 века.

Преображенская церковь Нижнее Аблязово

Деревни Нижнее Аблязово, Старое и Новое Шаткино (они так близко расположены, что я просто назову их Шаткино) раньше связывала дорога, проходящая по правому берегу Кадады. Говорят, раньше даже тут проезжали автобусы, но сейчас в такое вряд ли поверишь. Частично дорога асфальтирована, частично сохранилась кладка из булыжника, а частично нет и того и другого.

Примерно посередине этого участка висят таблички, что тут проходит территория заповедника "Поволжская лесостепь", въезд, выезд, охота запрещена. Вдоль дороги встречались следы кабанов. На этом участке как раз нас настигли сумерки.

В селе Старое Шаткино дорогу нам уже освещали велосипедные китайские фонари, так как деревенские на нашем пути совсем не горели. До деревни Красное Поле, где нас ждет Илья, оставалось еще 10 км по асфальту. Получив указания, что больше магазинов не будет, мы пополнили запасы провизией в ларьке и двинулись по вымершей ночной трассе. Ветер был встречный, дорога шла в подъем, кругом темнота и лишь фонари освещают небольшой участок впереди, да луна висит в небе. Если остановиться и не двигаться, то становится слышен лишь шорох перегоняемых ветром сухих листьев. Даже лай собак из деревни Шаткино уже не доносится, а до деревни Красное Поле где живет Илья еще 5 км. Вот кстати и он звонит - говорит что выехал нам на встречу.

Запихав телефон в карман и проехав 100 метров вверх мы оказались на вершине не видимого в темноте холма, а с него открывался вид на огни нашей деревни. Лихо спустившись практически без тормозов с этого пупыря мы встретили Илью. Он приметил нас еще когда мы были на вершине и стал ловить нас внизу. Говорит что прикольно смотрелись петляющие по всей ширине дорожного полотна два ярких пятна наших фонарей среди полного мрака вокруг.

Илья оказал нам радушный и теплый прием, а уж настоящая деревенская банька, которая нас поджидала, так оказалась вообще просто неслыханным подарком. Какой же это кайф после интересного, но все таки тяжелого дня из за практически постоянной езды против ветра отмыться в настоящей русской бане. А если еще рядом и пиво, то эффект кайфа усиливается вдвойне (+18. В свете последних изменений в законодательстве я не призываю никого пить пиво. Вот Алексей не употребляет спиртного, но двойной кайф в бане получил от томатного сока, приготовленного бабушкой Ильи).

Ужин прошел за разговорами о путешествиях, о дальних странах, о планах Ильи на ближайшие полгода... Илья необычный человек. Например он приверженец сыроедения, т.е. употребляет в пищу только продукты растительного происхождения без термической обработки. Во всех своих путешествиях ни разу не болел, да и сейчас не жалуется на здоровье, а это много о чем говорит. Полон сил и энергией (слева направо - Я, Алексей, Илья).

Пока мы поедали тушенку из европейского второсортного мяса с макаронами из генно-модицифированной пшеницы, запивая это все химическим и бюдяжным пивом, Илья грыз морковь и щелкал тыквенные семечки. Такой у него ужин на сегодня. Сейчас Илья увлекся выращиванием всего что дает продукты готовые к употреблению в сыром виде (картошка сюда не входит, сырая она совсем не вкусная), и дома у него сушатся, вялятся различные зерна, корешки, початки, стручки.

А в деревне у него два огорода, несколько теплиц. Все серьезно!

У Ильи несколько домов в деревне, так что скучать ему не приходится. Тем более он готовится в одиночку перезимовать тут, и сейчас полным ходом готовится к зимовке. Полезную информацию по теме он добывает из интернета и находится в курсе всего происходящего. Только представьте, в деревне нет ни одного магазина, а у Ильи есть интернет. Да какой! Точка доступа находится в грамотном по всем правилам месте - высоко на березе, которая растет как раз под окном. Что бы это дело на каротнуло, накрыл пятилитровой пластиковой бытылью. Я спросил - а влага из воздуха, скапливаясь под бутылкой не приведет к неприятностям? На что он мне ответил - "да не очкуй, все просчитано! там блок питания стоит, он греется и сушит воздух, так что все нормуль!" Надеюсь что так и береза не загорится если что пойдет не как рассчитано. Эта береза привлекла мое внимание еще при как только мы впервые подъехали к его дому - кругом темнотища, а на березе весело перемигиваются зеленые светлячки. Я сперва не допер что к чему, а оказывается вон оно что!

Проехали 68 км

 


21 октября 2012. День 2. Красное Поле - Русский Камешкир - Верхняя Елюзань - Сурск

Проснулись рано, около 6 утра. Доели вчерашние макароны с тушенкой, а Илья надавил сока из свежей моркови. До Русского Камешкира можно доехать дав крюк по асфальту, а можно напрямую грунтовыми дорогами. Хорошо что Илья решил нас проводить до Камешкира, иначе мы поплутали бы там. День сегодня совсем не солнечный, дует ветер но, с утра природа по осеннему прекрасна - еще не развеялась утренняя туманная дымка в полях.

грунтовая полевая дорога

грунтовая полевая дорога

Поля чередовались перелесками и посадками, проезжали даже очень красивое озеро. 

Когда грунт кончился и мы выбрались на асфальт перед Камешкиром, я с удивлением обнаружил, что уже 20 км накрутили. Тут мы попрощались с Ильей - ему надо заехать в центр деревни, купить яблок на ужин (свои не уродились в этом году), а мы по окружной идущей вокруг села двинулись вперед к роднику Белый Ключ.

родник Белый Ключ Русский Камешкир

Пока Алексей набирал воду, ко мне подошел местный житель и начал задавать стандартные вопросы. Первый вопрос "сколько стоит велосипед", а второй "а сколько у него передач". При слове 27 человек призадумался, что то считая в уме. Но я быстро переключил его на другую тему - спросил насколько вкусная и полезная вода в роднике. Он сразу приободрился и сказал что вода изумительная. 

Село Русский Камешкир запомнилось большим количеством домов украшенных искусными деревянными узорами.

деревянный дом резьба по дереву наличники

Покинув деревню стало ясно - сегодня до самого финиша будем боротся с сильным встречным ветром. Особенно он мешал на открытых участках, приходилось прилагать усилия чтобы держать скорость 14 - 17 км/ч.  Местами видили удручающую картинку - бескрайние поля гниющего подсолнечника. Я не агроном, но кажется он уже никому не нужен и убирать его совсем уже не рентабельно.

Село Лапшово запомнилось разрушенной и не действующей церковью Спаса Нерукотворного, построенная в стиле классизицма. То что мы сейчас видим - кирпичная кладка, была положена в 1831 году. А так, до нее еще на этом месте была церковь основаная в 1735 году. Сейчас рядом с ней лежит куча песка и доски, но никаких раставрационных работ нет. 

церковь Спаса Нерукотворного село Лапшово

Мы не быстро передвигались по маршруту, но шли точно по графику. На обед остановились в березовой посадке, где я прихлопнул несколько дурных комаров. Это почти что в конце октября то! Совсем ошалели эти гады в этом году. А может они мутируют и вырабатывают приспособленность к морозам? Может через десяток лет комары будут круглогодичным явлением и уходя на лыжную прогулку надо будет брать балончик раптора? 

А перед въездом в татарское село Верхняя Елюзань со стороны полей дорога была просто ну никакая. Хорошо что нам с погодой повезло и несколько дней нет дождей, иначе уделались бы по самое не хочу. 

Верхняя Елюзань

Сама деревня показалась богатой, много коттеджей. Но впечатление портит центральная дорога, убитая в хлам да и то что коттеджи налеплены друг к другу практически в плотную. Какая то прямо китайская застройка. 

Нам оставался еще совсем небольшой бросок до Сурска, 15 км по асфальту. Небо стало немного проясняться и даже на мгновенья появлялось солнце. К сожалению ветер все равно постоянно дул навстречу и тут уже я почувствовал усталость. Все таки на такие дистанции давно уже не катался.

Только мы въехали в Сурск, как наши носы учуяли манящий запах идущий из хлебопекарни рядом. Проехать мимо было просто не возможно и мы поехали к ней. Долго искали, где же рядом с цехом магазин, оказалось его как такого нет. Никакой вывески, ничего такого вообще не было. Спросив местный жителей нам сказали - идите туда где продукцию отгружают, там и отоваритесь.  Действительно, молодая девушка взяла деньги, записала в тетрадку 4 круассана и выдала нам их. Кажется, я даже не видел кассового аппарата и нам не дали чек. Да и зачем, если булочки были свежими, ароматными и стоили всего то 7-8 рублей. На фотографии вход в "магазин", а на треке я его отметил маршрутной точкой, вдруг кому нибудь пригодится.

На выезде из Сурска мы проезжали мост через реку Суру. По другую сторону видно здание суконной фабрики "Сурская мануфактура", основанное в 1849 году. Но ее я не сфотографировал, т.к. сел аккумулятор на фотоаппарате Frown

мост через Суру город Сурск

Как я уже писал, было все четко спланировано и на станцию Асеевская мы прибыли за 40 минут до отправления электрички. На втором пути стоял товарный поезд, а дежурный по станции объявил "электричка из Кузнецка прибывает на третий путь, товарный поезд будет стоять". Типа дала разрешение - подлазайте под вагоны, что же делать то. Обходить далеко да и времени не много, пришлость перебиратся к третьему пути под вагонами с велосипедом - не особо удобно. Последний вагон оказался полупустым и нам даже нашлось месть самое последнее, где можно очень хорошо разместить велосипеды на специальной площадке. В вагоне было очень тепло и нас как то расплющило после насыщенного и интересного велопохода.

Проехали 82 км

Вот такие выдались у нас выходные, приятные во всех отношениях.

 

Ну а для тех, кто дочитал до конца бонус: выложен видеоролик сделанный во время этого похода: http://youtu.be/P89-oQmExvI