Даты: 4 июля - 7 июля

Маршрут: Жигулевск - Бахилово - Ширяево - Рождествено - Осиновка - Александровка - Жигулевск

В июле наша велосемья на 4 дня отправилась в первый большой семейный Велопоход по Самарской Луке.  Читайте как это было!Wink

Поразительно, что всего в 350км от Пензы есть такие невероятно красивые места.  Можно не лететь за тысячи километров, а сесть в машину и через каких-то 6 часов оказаться в ином мире. Поход получился просто идеальным. Хорошо известный маршрут,  много природных и культурных достопримечательностей, не скучный, но  и не слишком тяжёлый для новичка рельеф.  Погода также оказалась на нашей стороне,  солнце то выходило, то скрывалось за живописными облачками.  Было тепло и не жарко.  Вода в Волге отлично освежала разгорячённые тела велотуристов.

День 1.  ( 46 км)

Рано утром стартовали из Пензы в сторону Самары.

P90704-070623.jpg на ixbt.photo:

IMG_20190708_054309.jpg на ixbt.photo:

Асфальт везде отличный, только на небольших участках шёл ремонт.  Самарский участок трассы удивил обилием камер.  Чуть ли не на каждом столбе висят, так ещё и живые дпсники встретились раза три, но поразило количество установленных на обочине передвижных камер, я насчитал больше 10. Причём установлены сразу в обе стороны, иногда на расстоянии меньше 10 км друг от друга. Такого даже по дороге на юг я никогда не видел.

После обеда, оставив машину на хорошо знакомой парковке в Жигулёвске, покатили в сторону Бахилово.

IMG_20190704_142954.jpg на ixbt.photo:

IMG_20190704_143013.jpg на ixbt.photo:

Для Ани это был первый  в жизни настоящий велопоход .  Как только выехали из города, то начались грунты и неплохие горки с ухабистой дорогой.  Начинающая велотуристка немного приуныла, но окружающая красота природы придавала сил.

IMG_20190705_095321.jpg на ixbt.photo:

Через какие-то 10 км грунтовка кончилась, и мы выехал на асфальт в с. Бахилово.  Всё остальное  время ехали по хорошему асфальту, преодолевая  небольшие горки и быстрые спуски,  и наслаждались пейзажем.  Опять проехали мимо г. Стрельной даже не попытавшись туда попасть,  только водой заправились у колонки.  На сайте заповедника написано, что подъём на гору только на машине, а  пешком и на велике нельзя.  Солнце уже садилось, когда мы приехали в Ширяево.

P90704-195640.jpg на ixbt.photo:

Решили сразу подняться на г. Попову  и осмотреть окрестности, но сначала заехали погуляли по штольням.

Потом  насладившись закатом над  Волгой,  поехали искать место для ночёвки.  С горы было видно, что палатки стояли прямо на песчаном  пляже в центре села, но рядом там кафе и веселился народ,  гремела музыка, поэтому мы поехали в сторону г. Верблюд и остановились на ночёвку в том же самом месте, что и два года назад. Там уже стояли палатки с детским отрядом  из какой-то секции, но они вели себя не шумно и мы встали рядом.  Дров здесь  найти нереально, поэтому готовили на горелке.  Искупавшись в Волге и напившись чаю,  довольные легли спать. Ночь была совсем тёплой.

День 2. (51 км)

DSC05308.JPG на ixbt.photo:

DSC05309.JPG на ixbt.photo:

DSC05311.JPG на ixbt.photo:

Я встал рано утром и снова искупался в Волге и даже сплавал на остров в центре реки.  Позже проснулись дамы и позавтракав  мы отправились осматривать с. Ширяево.  Сначала поехали в инфо-центр и купили 3 путёвки на посещение г. Верблюд, стоят они по 50р. Забегая вперёд скажу, что также как и в прошлые два посещения Луки никто эти путёвки не проверял и сомневаюсь, что большинство туристов их покупает.  Но я решил, что это мой скромный вклад в уборку мусора в заповеднике.  На г. Монастырскую решили не подниматься, потому что кроме креста там ничего нет, а вид такой же как с г. Поповой.  Перекусив свежеиспечёнными пирожками, поехали в музей Ильи Репина.

В другие походы  этот музей был закрыт.  В это раз нам повезло. Оказывается- это целый музейный комплекс, причём сам музей Репина не самое интересно, что там есть.  Помимо его, осмотрели ещё музей поэта Абрамова-Ширяевца (друга С. Есенина),  дом-музей купца второй гильдии Вдовина, реконструкцию крестьянской избы с утварью и выставку резьбы по дереву.  Очень познавательно и интересно, красивая облагороженная территория, очень дружелюбные работники музея. Будете там, обязательно посетите эти музеи.  После такой насыщенной культурной программы пришлось даже подкрепиться мороженым.  Дальше в планах у нас было восхождение на г. Верблюд и мы быстро покатили по грунтовой дороге.

Солнце припекало,  и карабкаясь по каменным уступам на вершину горы пришлось попотеть. Зато с вершины открывался такой обалденный вид, что ради него можно было и в два раза дольше карабкаться вверх. Описывать его бессмысленно,  часть его красоты могут передать фотографии.

DSC05337.JPG на ixbt.photo:

DSC05326.jpg на ixbt.photo:

Спустившись с вершины,  мы осмотрели штольни, которые находятся прямо в верхней части скалы.  Хотя все штольни выглядят одинаково и уже порядком надоели, но всё-таки мы сходили и до тех штолен, что находятся в самом низу горы. Время было обеденным, поэтому мы приготовили еду сидя в беседке у подножья горы.  После восхождения и обеда ехать дальше  было совсем лень, но время уже 3-й час дня, а мы проехали всего лишь 10 км, и впереди нас ждала легендарная Козья тропа. Собрав волю в кулак, мы поехали навстречу приключениям.  Тропа оказалась совсем не страшной, и мы быстро ей преодолели, хотя пришлось немного идти пешком.  Самое сложное место-это крутой подъём перед выходом к Крестовой поляне, там мы немного заблудились и выехали к туристическим стоянкам,  и дальше дорога обрывалась, но потом быстро сориентировались и вернулись на трек.  Зато как здорово было после глухого леса с козьей тропой выехать на Гаврилову поляну,  где отличный песчаный пляж, лодочки и прекрасный вид на Волгу.

IMG_20190705_162225.jpg на ixbt.photo:

В этот день грунты закончились, и мы покатили по асфальту.  Местность вокруг очень живописная,  машин практически нет вообще, так что даже по асфальту кататься по Самарской Луке одно удовольствие.  Быстро доехали до с. Рождествено, откуда 6 лет назад начался наш первый большой майский велопоход и можно сказать, что отсюда началось наше увлечение велотуризмом.  Удивительно видеть в обычном селе несколько велопрокатов и предложение различных услуг для велосипедистов.  Пополнив запасы провизии в местном магазине, мы покатили дальше.  Едем себе спокойно,  и тут  я увидел, что на обочине дороги, практически перед началом какого-то села,  стоит кабан. Я остановился и стал его разглядывать, тут подъехали Лена и Аня,  и кабан спокойно перейдя дорогу, ускакал в лес.

Уже был закат, когда мы приехали в с. Шелехметь,  где была запланирована ночёвка. По карте было видно, что можно по грунтовке доехать до Волги,  но вдоль села шло большое озеро и как только мы свернули на дорогу за последним домом, то увидели отличное место на берегу озера  с песчаным пляжем и решили не ехать до Волги.  Уже начинало смеркаться, все устали от насыщенной программы (музеи, горное восхождение, кручение педалей)  и хотели есть.  Нам повезло и удалось набрать дров и соорудить костёр.  Довольные  и уставшие легли спать.  Ночь была тёплой и в озере плескалась рыба.

День 3. ( 66 км)

DSC05349.JPG на ixbt.photo:

DSC05352.JPG на ixbt.photo:

DSC05361.JPG на ixbt.photo:

DSC05366.jpg на ixbt.photo:

Встав рано поутру,  я обнаружил, что озеро совсем не такое болотистое,  как казалось вечером,  и дно у него песчаное и можно было искупаться. После завтрака на место нашей стоянки прикатила группа самарских велосипедистов. Узнав, что мы собираемся ехать через Винновку, они посоветовали  ехать через с. Аскулы,  так мы срежем часть пути и дорога, по их словам,  там без сильных подъёмов. Заправившись водой,  мы выехали на грунтовку, асфальт заканчивался сразу за последним домом села и начинался крутой и затяжной тягун.  Аня сразу приуныла.   Но потихоньку мы его преодолели, полюбовались на Волгу сверху и поехали в лес.  Лес там совсем глухой и я бы не удивился, если бы увидел не то, что кабана, но даже волка.  Грунтовка хоть  и укатанная, но трудно представить, как по ней ехать на обычной легковой машине.  Навстречу  нам пару раз попадались газели и нива. В месте,  где дорога должна уходить на Аскулы , я увидел еле заметную колею в траве и поэтому мы даже не сомневались, когда поехали дальше в сторону Винновки.  Как оказалось, правильно мы не поехали через  Аскулы, потому что после леса нас ждали невероятно красивые виды на зелёные и золотые пшеничные поля, а Винновка также оставила самое приятное впечатление.  Тут начинался отличный асфальт, и он шёл до самого Жигулёвска.  В Винновку мы влетели по крутому спуску и остановились у очень красивого мужского монастыря. В монастырском буфете охладились квасом и перекусили пирожками, испечёнными с любовью.  Оказалось,  что метрах в 200 от входа в монастырь был отличный песчаный пляж, а мы об этом два года назад не знали, иначе обязательно бы там искупались.  В этот раз мы сделали всё правильно и ещё часа полтора провели на пляже, заодно приготовив обед.  Познакомились с самарскими водниками, которые рассказали о своих планах добраться по воде от Жигулевских гор до Уральских.  Эта программа у них рассчитана на несколько лет, они оставили визитку и позвали с собой.  Отдохнув, мы начали преодоление последнего отрезка нашего велопохода.

DSC05375.JPG на ixbt.photo:

Надо сказать, что после Винновки  хоть и идёт отличный асфальт, но рельеф мне сильно напомнил Башкирию, за затяжным подъёмом, сразу быстрый спуск и снова подъём.  Ещё и солнце неплохо припекало.  Я всерьёз испугался,  осилит ли Аня 30 км такой дороги до Жигулёвска, но она показала, что у неё отличный велотуристический потенциал, и после нескольких подъёмов пешком начала вкручивать  не вставая с седла.  А под конец так разогналась, что Лена еле за ней успевала.  Приехав в Жигулёвск мы обнаружили машину в целости и сохранности на парковке, быстро разобрали велики и поехали к  Пятёрочке ужинать.

Ещё в ходе похода мы решили, что раз уж совсем рядом с Самарой, то отличным завершением будет прогулка по городу.  Я знал, что в 20 км от Жигулёвска есть известные достопримечательности, которую мы не посещали в прошлые разы, поскольку они находится на удалении от основного веломаршрута по Луке.  Это Молодецкий курган, гора Девья и г. Лепёшка.  Быстро  проехав по М5 за Валами мы свернули с трассы на с. Жигули. В одном месте дорогу нам перебежала косуля.  Вскоре мы оказались у ворот кемпинга.  В темноте были видны палатки, костры и люди ходящие с фонариками. Нашли администратора,  плата за установку палатки была небольшая, и мы расположились на ночлег.  Кругом царила атмосфера как на фестивалях, люди сидели у костров и пели песни.  Палаток было штук 30 минимум. Посидев у костра и послушав песни,  опять довольные и уставшие мы легли спать,  и заснули под шум дождя, который начался как раз по расписанию сайта РП5. Так закончилась велосипедная часть нашего похода по Самарской Луке и началась пешая.

День 4.  Самара.

Рано утро я проснулся и первым делом пошёл купаться в Волге. Кемпинг располагается на самом берегу реки.  После завтрака мы выдвинулись по направлению к Молодецкому кургану.  Восхождение с любованием окрестностями и фотографированием заняло  около часа.  Подъём на курган не такой крутой как на Верблюде, но зато затяжной и поднимаешься по склону, усеянному камнями. Сверху открывается потрясающий вид на Волгу и на Жигулёвск с Тольятти на другом берегу.   На вершине мы оказались вместе с туристической группой и экскурсоводом, поэтому послушали  разные байки про происхождение названий этих вершин, про Степана Разина, всякие красивые легенды о разбежавшихся и бросившихся со скалы влюблённых и тому подобное.  Спустившись с гор, мы нашли источник воды и беседки для пикников и решили здесь же пообедать. Время перевалило за полдень, а нам ещё хотелось хотя бы недолго погулять по Самаре. По трассе до областного центра всего-то километров 70, но из-за строительства новой развязки ехать приходится в объезд через Тольятти и в этом месте всегда собирается большая пробка. До Самары добирались чуть ли не 2 часа.  Но зато с трассы сразу попадаешь на  ул. Московское шоссе, которая явна была благоустроена к ЧМ по футболу, вокруг новостройки и гигантские ТЦ и по отличному асфальту через весь город быстро оказываешься  у начала новой набережной.

DSC05335.JPG на ixbt.photo:

DSC05386-1.jpg на ixbt.photo:

DSC05402.JPG на ixbt.photo:

DSC05409.JPG на ixbt.photo:

DSC05415.JPG на ixbt.photo:

В целом Самара приятно удивила. Мы там были много раз, но очень давно.  Сейчас центр города не узнать:  к  ЧМ по футболу всё вылизали, покрасили, везде указатели,  урны, туалеты, лавочки, парки, скверики, какие-то инсталляции и интересные сооружения.  Пляжи по благоустройству ничем не уступают пляжам Кипра, Турции или Батуми.  Даже краны с водой для мытья ног от песка  есть.  По набережной идёт длинная велодорожка со специальным покрытием как в Батуми и по ней движется всё, что только возможно представиться: велосипеды, самокаты, ролики, скейты. Кто катается, кто бегает, кто отжимается.  Сам воздух в этом месте пропитан ЗОЖ,  так и хочется побегать или погонять на роликах.  А всего каких-то лет 6-7 назад по набережной ходили толпы молодежи и людей постарше с пятилитровыми бадьями Жигулёвского пива, с сигаретами в зубах и в соответствующем настроении и отдельные спортивные личности выглядели тут не совсем уместно.  Сейчас всё ровно наоборот. Было воскресенье, наверное поэтому на набережной происходило такое количество мероприятий одновременно.  На пляжах шли соревнования по тяганию гирь, по пляжному футболу и волейболу. Выше пляжей можно было послушать латиноамериканские ритмы от группы барабанщиков,  духовой оркестр седых усатых дядек, посмотреть на детские цирковые выступления, а если этого мало, то ещё и потанцевать какую-нибудь самбу в парке среди опытных танцоров.  Под впечатление от всего увиденного и услышанного мы дошли до старой набережной и там ещё долго разглядывали выставку фотографий “Россия с высоты птичьего полёта”.  Там представлены фото разных областей нашей страны, через которые протекает Волга, от её истока до места впадения в Каспийское море.  Фото невероятно красивые и не верится, что все этим места находятся в общем-то совсем недалеко от нас, и достаточно просто сесть в машину или на велосипед и через какое-то время  оказаться в этих краях. Очень рекомендую посмотреть фото на сайте этого проекта:  http://www.russiaflyphoto.ru/

DSC05497.JPG на ixbt.photo:

DSC05501.JPG на ixbt.photo:

Стало уже темнеть, когда мы очень уставшие, но очень довольные добрались до машины.  Мы столько прошли в этот день, что ехать сразу в Пензу не было никакой возможности, хотелось лечь под тёплое одеялко и поспать.  Поэтом, решили снова поехать в тот же кемпинг  и рано утром отдохнув двинуть в сторону малой родины.  Без особых приключений добрались до Молодецкого кургана.  Решили остановиться не в самом кемпинге, а просто на берегу Волги рядом, где виднелись палатки.  Как только установили палатку, то опять же согласно расписанию погоды начался дождь и под его шум мы заснули и бодрые проснулись на следующий день и поехали домой.

Заключение

Поход получится просто идеальным, одним  из лучших, в котором мне удалось принять участие.  Женская половина участников со мной  в этом полностью солидарны.  Оптимальное соотношение километров по асфальту и грунтам,  отличная погода, хорошо известный, но тем не менее всё равно очень интересный маршрут, местность, где всегда можно найти новые,  ещё неизведанные места, дороги и достопримечательности.  Ну и рельеф не даёт возможности заскучать, и для новичка станет настоящим, но вполне преодолимым испытанием. В походе ни одной поломки или прокола не было.  Очень рекомендую Самарскую Луку в качестве места для семейного похода с детьми как на велосипедах, так можно и в смешанном автомобильно-пешеходном формате. Уверен, что когда-нибудь мы обязательно  снова окажемся в Самарской Луке, а возможно и не один раз.

PS: Большое СПАСИБО! Вадиму Щербакову aka timka за предоставленное оборудование.

Допматериалы:

Можно посмотреть 2 небольших, но очень интересных фильма про природу и историю Самарской Луки:

Заповедные тайны Жигулей https://www.culture.ru/movies/3554/zapovednye-tainy-zhigulei Страницы истории. Самарская Лука. http://gubernya63.ru/history/materials/samarskaja-luka/

Ну и немного всякой уфологии, мифологии и мистики, чтобы по ночам у костра  нескучно был : Жигулевская аномальная зона "Самарская лука" https://www.youtube.com/watch?v=aU0ixed2rYQ

Трек здесь : https://www.gpsies.com/map.do?fileId=ywfsaephycclixav

Вся необходимая инфа по заповеднику тут: http://www.npsamluka.ru/about_park